Главные события и анонсы «Comic Con Игромир – 2025»

EN

Создатель культовой «Кужлевки», хорватский автор комиксов с мировой славой и звездный ансамбль полнометражного фильма «Король и Шут. Навсегда» рассказали «Известям» эксклюзивные подробности своих новых проектов на фестивале «Comic Con Игромир – 2025». Он прошел в Москве с 12 по 14 декабря. Каким получилось гик-мероприятие федерального масштаба и ради чего люди стояли в многочасовых очередях на морозе — в репортаже «Известий».
Что такое «Comic Con Игромир»
Фестиваль массовой культуры «Comic Con Игромир» завершил свою работу 14 декабря в московском «Тимирязев Центре». Три дня площадка собирала поклонников кино, сериалов, комиксов и видеоигр, предлагая насыщенную программу с участием российских и зарубежных гостей.

Как и в далеком 2019 году, когда фестиваль проходил предыдущий раз, уже с утра первого дня у павильона стояла длинная — на полтора-два часа — очередь, в гардеробе не было свободных вешалок, а в кассе — билетов: раскупили как обычные, так и VIP-проходки. Публика по мероприятию, очевидно, соскучилась — ведь в пандемийном 2020 году фестиваль вынужденно перешел на онлайн-формат, а затем и вовсе взял паузу на пять лет.
Одним из центральных событий в этот раз стала встреча с художником Marvel Эсадом Рибичем, известным по работе над сериями «Тор» и «Серебряный Серфер». Автор пообщался с посетителями фестиваля, ответил на вопросы о своей карьере и подходе к созданию комиксов. В разговоре с «Известиями» он рассказал, что был приятно удивлен Москвой и ее гостеприимством. По словам Рибича, он собирался приехать в Россию на протяжении шести лет, но по разным причинам это откладывалось.
— Давным-давно я видел несколько старых советских анимационных фильмов 70-х или начала 80-х годов, которые были основаны на фольклоре. Этот материал мне очень интересен, его можно назвать мифологией. Я часто объединял оригинальную балканскую мифологию с персонажами, которых я создавал для Marvel и других работ, так что это привычный для меня формат работы. Я думаю, что такие источники используются недостаточно, и из них можно почерпнуть гораздо больше интересного вдохновения, чем просто из изучения других комиксов, — уточнил комиксист.
Он считает, что сейчас визуальный стиль стал более глобализированным. При этом европейская аудитория часто имеет более широкие вкусы, читает комиксы и другие материалы, и это делает ее более восприимчивой к разнообразию стилей, по сравнению с американской.

Кроме того, гости «Comic Con Игромир» первыми увидели финал второго сезона сериала «Кибердеревня».
Музыкальную часть открытия представил симфонический Imperial Orchestra. В его исполнении прозвучали композиции из популярных кинофраншиз «Звездные войны», «Властелин колец», «Гарри Поттер», а также музыка из анимационных фильмов Хаяо Миядзаки. Завершением первого дня стало выступление артиста Lida.
Одним из наиболее ярких анонсов фестиваля стала презентация фильма «Король и Шут. Навсегда», который выйдет на экраны в России и странах СНГ уже 19 февраля 2026 года. Зрителям показали зрелищный трейлер, а звезды фильма приняли участие в автограф-сессии, вызвавшей нешуточный ажиотаж.

Исполнительница главной женской роли Дарья Мельникова считает, что фильм получился более «мясистым», чем сериал, вышедший двумя годами ранее.
— Мы уже определились с жанром, поняли, в какую сторону идем, и стали смелее, особенно в плане фэнтези. Это уже была не такая пробная история, как сериал, — рассказала она. — Наш режиссер Рустам Мосафир только этим и занимается — экспериментирует на ходу. Твоя задача как артиста — успевать ловить его идеи и сразу их воплощать. Это был очень прикольный аттракцион — правда, без сна и еды. Я видела, как вся группа фантастически трудилась, воплощая его идеи.
Героиня отличается от сериальной версии, считает Мельникова. Это больше Вдова, чем живой человек, жена Горшка. В сериале было больше живой женщины — жены Горшка — и меньше Вдовы. В фильме же Вдовы гораздо больше. Это вообще почти не жена, а какой-то третий персонаж, считает она.
— Я всегда переживаю, но когда выхожу на съемочную площадку, просто ориентируюсь на происходящее вокруг, — объяснила Мельникова. — Там такая атмосфера, что ты сразу понимаешь, как нужно существовать. Постепенно все входят в общее состояние — возникает своего рода мантра, и ты попадаешь в этот ритм. Такая панк-рок-мантра.

Другой актер из фильма, Антон Лиссов, рассказал, что его персонаж — Сид, вообще не имеет отношения к реальности.
— Это, скорее, представление части панков о Сиде Вишесе (бас-гитарист Sex Pistols. — Ред.). А потом он претерпевает некоторые гламурные изменения. И, если честно, гламурный вариант мне нравится чуть больше. Персонаж немного трусоват, но при этом живет на экране совершенно прекрасную жизнь. Посмотрим, что из этого получится. Он довольно мерзкий товарищ. Да, в какой-то момент он меняется, но не внутренне — скорее внешне.
Актер отметил, что вайб российского «Безумного Макса» в новинке точно присутствует. Как и все зрители, он с нетерпением ждет, когда сможет увидеть фильм в феврале.
— В какой-то момент я и сам был фанатом «Короля и Шута». Ребята начали чуть раньше нас, и я хорошо помню их выступления в «Там-Таме» — самый старт. Когда мы только собирались делать свою группу, они уже были командой. И наблюдать путь, как желание поиграть четыре аккорда превратилось в легендарную историю, которая сегодня захватывает уже и киноиндустрию, — это, конечно, большое удовольствие. Они, по сути, открывали для нас клубную индустрию. Я помню, как в 96-м покупал кассету, даже тот самый ранний альбом, который сейчас считается раритетом. Очень жалею, что она не сохранилась, но она у меня была. Кажется, это был 95-й год. Тогда они произвели фурор: два вокалиста — «ничего себе, а так можно?» Это была абсолютно свежая струя. Потом мы уже пересекались на фестивалях. Для меня это очень интересный путь, который ребята прошли, и я в нем по-своему поучаствовал, — вспомнил он.

В записи песен для фильма приняла участие группа The Hatters, лидер которой Юрий Музыченко честно признался, что никогда не был большим фанатом «Короля и Шута», но при этом подошел к участию в саундтреке с присущим ему профессионализмом.
— В песне «Ведьма и осел» сами музыканты «Короля и Шута» делают характерный звук — «и-а, и-а, и-а». У нас не получалось его повторить, поэтому мы с помощью нейросети вырезали этот голос из оригинала. И в нашем кавере эти «и-а, и-а» — на самом деле оригинальная запись. Мы туда еще и немного диско добавим, — рассказал «Известиям» Музыченко.
Что было на «Игромире»
Организаторы разделили фестиваль на две части: одна — для фанатов поп-культуры, вторая — для геймеров. Четкого разделения в самих выставочных павильонах не было. При этом с навигацией проблем не возникало, везде были схемы, указатели и пояснения.
Один из крупнейших стендов принадлежал создателям игры Arknight: Enfield студии Hypergryph. По словам представителя компании, они были рады принять участие в «Игромире» и приятно удивлены тем вниманием, которое им уделили российские игроки.

— Команда Arknights: Enfield получила положительные отзывы от 2 тыс. посетителей выставки, сыгравших в новинку на стенде игры, выходящей уже 22 января, — пояснил он «Известиям».
На стендах российских и зарубежных разработчиков посетителям предложили опробовать игровые новинки. В их числе — альфа-версия приключенческой RPG «Киберслав: Затмение».
— В конце прошлого года вышел первый эпизод сериала «Киберслав», и мы увидели огромный спрос аудитории разных возрастов на этот контент и к миру, который в нем показан. Очень зашла стилистика самого сериала — красивая и необычная анимация, были очень положительные отзывы, — рассказал CMO сервиса «Плюс Гейминг» Владимир Толмачев.
По его словам, тренд на переосмысленную, современную «русскость» заметен не только в играх, но и в разных индустриях.

— «Киберслав» — это интересная переработка старославянского контекста в технологичную, современную форму. Подобные игры, построенные на национальном колорите и культуре, существуют вне каких-либо повесток, трендов и времени. Они всегда актуальны. Это полноценные игры с самобытным миром, которые могут быть интересны международной аудитории. Славянский уклон здесь не утяжеляет проект, а добавляет в него что-то новое, классное и интересное, — пояснил Владимир Толмачев решение создать игру «Киберслав: Затмение».
Также посетители могли опробовать такие новинки, как приключенческий экшен «Война миров: Сибирь», позиционируемый как первый в мире балетный экшен-слэшер-проект «Царевна», а также игра «Былина», созданная по мотивам славянских сказок и легенд. Отдельное внимание привлек «Собакистан» — проект, основанный на одноименном популярном комиксе.

Одним из крупных стендов была инди-зона с 15 различными проектами. По словам гендиректора Weloveplayers Влада Коробова, собравшего разные проекты в одном месте, «Игромир» дал возможность показать лучшие проекты от независимых авторов и получить масштабную обратную связь. Большая часть представленных проектов несла и социальные задачи. Среди таких игр — «Дети березы», «Клеть», Kanun 1919.
— Уже второй наш проект подряд находит масштабный отклик у аудитории. Если первым хитом была «Кужлевка», то теперь это игра «Клеть». Для ее зарубежной версии мы даже практически не меняли название — использовали слово «клетка», — рассказал нарративный директор студии Callback Аскер Унаев.
Авторы игры Multitales о приключениях Красной шапочки с дробовиком Михаил и Полина Кудрявцевы рассказали о том, что в прошлый раз на «Игромире-2019» загадали желание — попасть на выставку в следующий раз со своим стендом. Сейчас у четы своя студия Norllina и они под впечатлением от возрожденного формата.

Гейм-директор игры «Дети березы» Степан Кузнецов рассказал о том, что для разработки проекта привлечены студенты из различных вузов, больше всего из РГУ МИРЭА и Бауманки.
После семилетнего перерыва возобновился выпуск журнала «Игромания». Премьера нового номера, которая состоялась 12 декабря на главной сцене, стала ярким эпизодом первого дня фестиваля. После этого весь тираж был раскуплен.
— Когда мы спешили на «Игромир» с отпечатанной партией журналов, мы рассчитывали на успех. И она разлетелась за первые четыре часа. Уже к обеду завезли еще. Благо успели. Такой феерии и ажиотажа мы не ожидали. И что важно — он продолжился и на второй, и на третий день. Точные цифры раскрывать не будем, но теперь можно с уверенностью сказать: печатная «Игромания» нужна. И, судя по реакции, нужна многим, — пояснил главный редактор журнала Виктаний Волков.

Следующий «Comic Con Игромир» пройдет с 30 октября по 1 ноября 2026 года. Причем билеты на него будут продаваться уже с этого 15 декабря 2025-го.